Уважаемые гости нашего сайта,
предлагаем вашему вниманию информацию об организации
в нашем детском саду обучения и воспитания
детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
1. Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
2. Условия питания обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
5. Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
6. Обеспечение беспрепятственного доступа в здания МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка" инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
7. Паспорт доступности.
8. Информация о наличии специальных средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка" созданы условия для работы с детьми ОВЗ. В целях обеспечения целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в развитии в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, зоной ближайшего развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья в "Детский сад № 27 "Рябинка" функционирует ППк. В своей деятельности ППк руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», уставом ДОУ, локальными актами ДОУ, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
Наличие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
В 2021-2022 учебном году в детском саду функционируют 7 групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа в группах компенсирующей направленности осуществляется по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования после зачислениях детей в соответствии с заключениями муниципальной психолого-педагогической комиссии (Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка" ).
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
В 2019 году наш детский сад стал участником Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2025 для обеспечения условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В рамках программы проведены следующие мероприятия по созданию необходимых условий для обучения и полноценного развития детей инвалидов и детей с ОВЗ.
Проведены значительные работы по обеспечению архитектурной доступности детского сада (ул. Энергетиков 11) для детей инвалидов:
- обустройство новой входной группы;
- установка пандуса;
- демонтажные работы,
- заменена входная дверь,
- установлена кнопка вызова персонала,
- обеспечена доступность помещений коридора первого этажа
- расширены дверные проёмы,
- приобретен комплект информационных указателей со шрифтом Брайля;
- установлены поручни на путях движения в здании;
- оборудовано санитарно-гигиеническое помещение.
Закуплено современное интерактивное развивающее и коррекционное оборудование, обеспечивающее условия для организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Стабиломер – программный коррекционно-развивающий комплекс (сенсорная интерактивная панель и стабилоплатформа).
Предназначен для проведения двигательных игр и упражнений, коррекционных занятий с «неговорящими» детьми. Служит хорошим инструментом для реабилитационных упражнений с детьми с ОВЗ:
· Тренировки слухо-моторной координации
· Улучшения внимания, памяти и восприятия
· Подготовки базы для коррекции нарушений слоговой структуры слов
· Развития когнитивных функций у детей
· Улучшения восприятия устной и письменной речи
· Улучшения регуляции психоэмоционального состояния
· Развития способности ребенка планировать свою деятельность
· Развития равновесия и координации движений
· Повышения чувствительности стоп
· Тренировки тонкого управления мышцами баланса
· Развития физической ловкости и навыков владения телом
- Интерактивная сенсорная панель так же включает в себя коррекционно - развивающий программный комплекс для занятий по развитию и коррекции речи. Работает отдельно от Стабиломера.
Можно подключать логопедический тренажер «Дельфа».
- Сенсорная панель Intel Touch Displey Pro 42 NP
Использование интерактивной панели на занятиях логопеда , дефектолога , психолога, воспитателя позволяет:
· развивать индивидуальные способности детей в творческой, речевой, деятельности; развивать психические процесы; развитие тонкой и общей моторики.
· повысить качество обучения детей с ОВЗ;
· развивать высшие психические функции (восприятие, внимание, память, мышление) за счет повышения уровня наглядности, использования в работе методов активного обучения;
· развивать артикуляционную и мелкую моторику, совершенствовать навыки пространственной ориентировки, развивать точность движений руки;
· повысить мотивацию и увеличить работоспособность при коррекции речевых нарушений;
· обеспечить психологический комфорт на занятиях.
- Специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушением ОДА;
Специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью используется при обучении детей с различной степенью выраженности двигательных нарушений, а так же при проведении коррекционно-реабилитационных занятий с детьми с двигательными нарушениями. Система используется как в качестве стола-вертикализатора для пассивного стояния, так и в качестве стола-опоры для детей, находящихся в специализированных ортопедических креслах.
- Кресло-коляска
для беспрепятственного передвижения ребенка с ОВЗ по групповому помещению, складывается и раскладывается без применения инструментов.
- Опора для сидения детей-инвалидов
Средство реабилитации помогает корректировать патологии различной тяжести, в том числе ДЦП, и способствует вырабатыванию у ребенка правильной осанки.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, мероприятия, обеспечивающие вовлечение детей с ОВЗ в общественную жизнь ДОУ:
С детьми ОВЗ работают специалисты: 8 учителей-логопедов, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с календарным учебным графиком, учебным планом, расписание непрерывной образовательной деятельности, режимом дня.
Также воспитанники групп компенсирующей направленности традиционно принимают участие в городских проектах:
Городской Арт-проект «Рисунок в 4 руки».
Городской проект "Фестиваль творческих мастер-классов "Удивительные дети!"
Городская программа сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями «Творческие выходные».
В этом учебном году первый раз приняли участие в социально-благотворительный проект «Социальная адаптация искусством» для детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемым Детской школой искусств и Чебоксарской ГЭС (ПАО «РУсГидро»).
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ
На базе детского сада функционирует консультационный пункт, обратиться в который для консультации логопеда или педагога-психолога могут все желающие.
Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса (наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья)
При создании предметно-развивающей среды МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка" учтены возрастные, индивидуальные особенности детей. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, информационными стендами. Предметная среда всех помещений насыщена, представляет собой “поисковое поле” для ребёнка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка" располагает материально-технической базой и оборудованием для реализации Образовательной программы ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и примерным перечнем игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
В МБДОУ создана предметно-развивающая среда, отвечающая требованиям СанПиН, с учётом возрастных и психологических особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструирована так, чтобы ребёнок в течение дня в детском саду мог найти себе увлекательное дело, занятие. Помещения групп оборудованы игровыми зонами, отражающими многообразие окружающего мира и развивающими сенсорные способности детей.
В группах созданы условия для самостоятельной деятельности детей на основе свободного выбора; обеспечивается баланс между дидактическим, игровым, спортивным и другим оборудованием; дидактический материал подбирается с учётом функциональности, качества, эстетичности, возможности активной и целенаправленной деятельности; имеются музыкальные, театрализованные уголки для творческого развития.
Групповые помещения обеспечены мебелью и игровым оборудованием в достаточном количестве.
Нормативно-правовая база:
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 N ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Конвенция ООН 13.12.2006 № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов»
Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы
Локальные акты детского сада.
ПОРЯДОК приёма детей с ОВЗ на обучение в МБДОУ "Детский сад № 27 "Рябинка" по адаптированной основной образовательной программе.