Статьи и публикации

VII Республиканский фестиваль педагогических идей

«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие, Талантливые»

 

Секция «Современное дошкольное образования»

 

Приобщение дошкольников к историческому и культурному наследию родного города Новочебоксарска

                                                                           

Балукова Валентина Николаевна, заведующий

Федорова Екатерина Витальевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №27 «Рябинка»

Чувашская Республика, г. Новочебоксарск

 

Патриотами не рождаются, ими становятся. Эта тема настолько актуальна на современном этапе. Не зная своих корней, своих традиций нельзя по-настоящему считать себя патриотом. Воспитание патриотических чувств у маленьких граждан начинается с воспитания любви к близким, к семье, к родной улице и дому, к любимому городу. Выбор темы проекта был обусловлен тем, что результаты интервьюирования детей старшего дошкольного возраста и их родителей показал, что не все владеют достаточными представлениями и знаниями о своем родном городе, о его истории, культуре, традициях.

Творческой группой педагогов детского сада № 27 «Рябинка» города Новочебоксарска было решено разработать инновационный социально – значимый проект, призванный способствовать приобщению дошкольников к историческому и культурному наследию родного города посредством сотрудничества с социальными институтами города Новочебоксарска и эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. В 2021 году детский сад №27 «Рябинка» стал пилотной площадкой в городе Новочебоксарск по реализации инновационного муниципального социально – значимого проекта «Город, дружбой возведенный». Позже к проекту присоединились еще 2 дошкольных учреждения нашего города. Количественный состав на момент начала реализации проекта составлял 1282 ребенка и 159 педагогов и специалистов нашего города. В данный момент в сетевом взаимодействии по реализации муниципального проекта находятся 10 детских садов Новочебоксарска.

Новочебоксарск появился на правом берегу реки Волги благодаря усилиям и энтузиазму людей разных профессий и национальностей со всех уголков нашей необъятной России. Этим объясняется выбор названия нашего проекта- Город, дружбой возведенный. Город поднимали сплоченно, быстро и очень дружно. Вырос красивый молодой промышленный город.

Наш проект имеет свою эмблему. Авторами проекта был инициирован конкурс среди участников проекта: педагогами, детьми и их родителями на разработку эмблемы проекта, в котором приняли участие 34 педагога, 13 родителей и 7 детей.

Цель проекта: приобщение дошкольников к историческому и культурному наследию родного города посредством сотрудничества с социальными институтами города Новочебоксарска и эффективного взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:

- формировать познавательный интерес к истории, культуре, традициям родного города Новочебоксарска;

- формировать представление о многообразии культур, способности межкультурного взаимодействия;

- способствовать активизации полученных знаний в различных видах детской деятельности;

- воспитывать чувства любви и уважения к традициям своего народа, народам других национальностей, к культурным ценностям, к родному городу;

- повышать профессиональный уровень педагогов по приобщению дошкольников к истории и культуре родного города;

- способствовать укреплению сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, социальными институтами города в развитии личностной культуры ребенка как основы его успешной социализации, любви к малой родине.

 

Проект охватывает четыре направления:

·        История и достопримечательности Новочебоксарска. Подпроект «Семь чудес Новочебоксарска»

·        Новочебоксарск в лицах и национальностях. Подпроект «Венок Дружбы»

·        Природа Новочебоксарска. Подпроект «Жемчужины флоры и фауны»

·        Профессии и производства Новочебоксарска. Подпроект «ЧУДОград».

Проект состоит из 7 этапов, носит долгосрочный характер.

Новизна проекта заключается в том, что его содержание соответствует современным вызовам нашего общества, новым стратегическим ориентирам нашего государства в развитии системы дошкольного образования. Они находят отражение в ФГОС ДО. Важным вопросом становится разработка содержания, формируемого участниками образовательных отношений. Особого внимания требует отражение в этом содержании специфики осуществления образовательного процесса (исторические, национально – культурные, демографические, природные, климатические и др.). Содержание Проекта направлено на поддержку детской инициативы в разнообразных видах детской деятельности, учета этнокультурной ситуации развития воспитанников:

·        воспитание любви и уважительного отношения к людям родного города, объектам истории и культуры, природе.

·        накопление воспитанниками социального опыта жизни в своем городе;

·        усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру истории и культуры родного города;

·        осознание себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях через разные виды детской деятельности;

·        приобщение к богатствам национальной и мировой культуры.

 

Проект носит интегрированный и вариативный характер.

 Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами - принцип интеграции образовательных областей. Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При проведении образовательной деятельности в процессе реализации Проекта, мы решаем несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.

Вариативность проекта заключается в том, что руководители дошкольных образовательных учреждений- участников Проекта могут вносить изменения при разработке части основной образовательной программы дошкольного образования, а именно   отражения специфики осуществления образовательного процесса (исторические, национально – культурные, демографические, природные, климатические и др.), а педагоги – реализовать задачи ФГОС ДО в части содержания дошкольного образования, связанного с этнокультурной составляющей образовательного процесса.

В процессе реализации проекта с детьми, родителями, педагогами были организованы и проведены различные мероприятия. Разработаны совместные детско – взрослые творческие и исследовательские проекты в рамках направлений проекта: «Дети на улицах города», «Их именами названы улицы города», «Сердцу милый уголок», «Колесо истории Новочебоксарска», «Профессии: от А до Я», «Флора и фауна Ельниковской рощи», «Волга-голубая жемчужина» и др.

С детьми проводились беседы о родном городе, занятия познавательного цикла «Мой город- сердцу дорог», экскурсии по городу к памятным местам и достопримечательностям, выездные экскурсии на производства и учреждения города, встречи с интересными и известными людьми города, выставки рисунков и стенгазет, фестивали национальной кухни, фестивали танцев народов России, акции «Счастливые дети любимого города», «Мы помним, мы гордимся», праздники «Акатуй», «День рождения Новочебоксарска», зарядка со звездой, велопробег «Бельчонок Новчик на велике». В День семьи в городе состоялся массовый флешмоб «Венок Дружбы».

Педагоги тоже не остались в стороне. Для них были организованы и проведены практические и теоретические семинары по углублению представлений о родном городе, мастер – классы, смотр- конкурс «Лучший патриотический центр группы в ДОУ», городские педагогические конкурсы на лучшую презентацию и методическую разработку по направлениям проекта.

Одним из главных критериев успешности проекта является возможность продолжения его деятельности и после окончания. Реализованный проект не являлся самоцелью, он один из звеньев в решении столь важного социального вопроса, как патриотическое воспитание подрастающего поколения. Участие в проекте, на наш взгляд, способствует наиболее полной интеграции людей в микросоциуме и имеет достаточно высокий воспитательный эффект. За время реализации проекта мы надеемся, что нам удастся завоевать значительный авторитет в глазах родительской общественности и социальных партнеров нашего города, что уже является хорошим плацдармом для формирования нашей дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Всё вышеперечисленное позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее и быть уверенными в том, что начатая нами работа будет продолжена. Мы достигли значительных результатов, но необходимо ещё очень многое сделать: разработать программно – методическое пособие, включающее в себя учебно- методический комплекс. Мы рассчитываем на дальнейшее эффективное взаимное сотрудничество с социальными партнерами, возможное присоединение к работе других сторонних организаций. Впереди нас ждёт много работы, трудности и новые достижения. Будем рады всем, кому интересно это направление деятельности, всем тем, кто имеет собственные идеи и желает присоединиться к этому интересному и важному процессу по воспитанию патриотизма, любви и уважения к родному городу у юных новочебоксарцев.

 

Список литературы:

1.     Александрова Р.С. Жемчужина волжских городов. Краткая энциклопедия города Новочебоксарска. – Чебоксары: Новое время. -2010.

2.     Город, дружбой возведенный. Новочебоксарск: события, факты, воспоминания, фотографии / сост.: А. В. Выйкин. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004.

3.     Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.  Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1981.

4.     Летописный календарь «Чувашский край в памятных датах и фотографиях / авт.-сост.  А.Н. Вражкин. — Чебоксары: ИГ «СВ-Пресс».

5.     Николаев А.Н., Трофимов П.Т. Наши земляки – герои Советского Союза. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд –во, 1980.

Прикрепленные файлы

docx
balukova-vn-fedorova-ev.docx 30,02 Kb 04.10.2023