VII Республиканский фестиваль
педагогических идей
«МПТТ – Мы, Педагоги, Творческие,
Талантливые»
Секция «Современное дошкольное
образования»
Приобщение дошкольников к историческому и культурному
наследию родного города Новочебоксарска
Балукова
Валентина Николаевна, заведующий
Федорова
Екатерина Витальевна, старший воспитатель
МБДОУ «Детский
сад №27 «Рябинка»
Чувашская
Республика, г. Новочебоксарск
Патриотами
не рождаются, ими становятся. Эта тема настолько актуальна на современном
этапе. Не зная своих корней, своих традиций нельзя по-настоящему считать себя
патриотом. Воспитание патриотических чувств у маленьких граждан начинается с
воспитания любви к близким, к семье, к родной улице и дому, к любимому городу.
Выбор темы проекта был обусловлен тем, что результаты интервьюирования детей
старшего дошкольного возраста и их родителей показал, что не все владеют
достаточными представлениями и знаниями о своем родном городе, о его истории,
культуре, традициях.
Творческой
группой педагогов детского сада № 27 «Рябинка» города Новочебоксарска было
решено разработать инновационный социально – значимый проект, призванный
способствовать приобщению дошкольников к историческому и культурному наследию
родного города посредством сотрудничества с социальными институтами города
Новочебоксарска и эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. В
2021 году детский сад №27 «Рябинка» стал пилотной площадкой в городе
Новочебоксарск по реализации инновационного муниципального социально –
значимого проекта «Город, дружбой возведенный». Позже к проекту присоединились
еще 2 дошкольных учреждения нашего города. Количественный состав на момент
начала реализации проекта составлял 1282 ребенка и 159 педагогов и специалистов
нашего города. В данный момент в сетевом взаимодействии по реализации
муниципального проекта находятся 10 детских садов Новочебоксарска.
Новочебоксарск
появился на правом берегу реки Волги благодаря усилиям и энтузиазму людей
разных профессий и национальностей со всех уголков нашей необъятной России. Этим
объясняется выбор названия нашего проекта- Город, дружбой возведенный. Город поднимали
сплоченно, быстро и очень дружно. Вырос красивый молодой промышленный город.
Наш
проект имеет свою эмблему. Авторами проекта был инициирован конкурс среди
участников проекта: педагогами, детьми и их родителями на разработку эмблемы проекта,
в котором приняли участие 34 педагога, 13 родителей и 7 детей.
Цель
проекта: приобщение
дошкольников к историческому и культурному наследию родного города посредством
сотрудничества с социальными институтами города Новочебоксарска и эффективного
взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
- формировать познавательный интерес к
истории, культуре, традициям родного города Новочебоксарска;
-
формировать представление о многообразии культур, способности межкультурного
взаимодействия;
- способствовать активизации полученных
знаний в различных видах детской деятельности;
- воспитывать чувства любви и уважения к
традициям своего народа, народам других национальностей, к культурным
ценностям, к родному городу;
- повышать профессиональный уровень
педагогов по приобщению дошкольников к истории и культуре родного города;
- способствовать укреплению
сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников, социальными институтами города в
развитии личностной культуры ребенка как основы его успешной социализации,
любви к малой родине.
Проект
охватывает четыре направления:
·
История и
достопримечательности Новочебоксарска. Подпроект «Семь чудес Новочебоксарска»
·
Новочебоксарск в
лицах и национальностях. Подпроект «Венок Дружбы»
·
Природа
Новочебоксарска. Подпроект «Жемчужины флоры и фауны»
·
Профессии и
производства Новочебоксарска. Подпроект «ЧУДОград».
Проект состоит
из 7 этапов, носит
долгосрочный характер.
Новизна
проекта заключается в том, что его содержание соответствует современным вызовам
нашего общества, новым стратегическим ориентирам нашего государства в развитии
системы дошкольного образования. Они находят отражение в ФГОС ДО. Важным
вопросом становится разработка содержания, формируемого участниками образовательных
отношений. Особого внимания требует отражение в этом содержании специфики
осуществления образовательного процесса (исторические, национально –
культурные, демографические, природные, климатические и др.). Содержание
Проекта направлено на поддержку детской инициативы в разнообразных
видах детской деятельности, учета этнокультурной ситуации развития
воспитанников:
·
воспитание
любви и уважительного отношения к людям родного города, объектам истории и
культуры, природе.
·
накопление
воспитанниками социального опыта жизни в своем городе;
·
усвоение
принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру истории и культуры
родного города;
·
осознание
себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных
условиях через разные виды детской деятельности;
·
приобщение
к богатствам национальной и мировой культуры.
Проект носит интегрированный
и
вариативный характер.
Основополагающий принцип развития современного
дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами
- принцип интеграции образовательных областей. Сущностью интегрированного
подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных
областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При проведении
образовательной деятельности в процессе реализации Проекта, мы решаем несколько
задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через
основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой,
художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Вариативность проекта
заключается в том, что руководители дошкольных образовательных учреждений-
участников Проекта могут вносить изменения при разработке части основной
образовательной программы дошкольного образования, а именно отражения специфики осуществления
образовательного процесса (исторические, национально – культурные,
демографические, природные, климатические и др.), а педагоги – реализовать
задачи ФГОС ДО в части содержания дошкольного образования, связанного с
этнокультурной составляющей образовательного процесса.
В процессе реализации проекта
с детьми, родителями, педагогами были организованы и проведены различные
мероприятия. Разработаны совместные детско – взрослые творческие и
исследовательские проекты в рамках направлений проекта: «Дети на улицах города», «Их именами названы улицы города»,
«Сердцу милый уголок», «Колесо истории Новочебоксарска», «Профессии: от А до
Я», «Флора и фауна Ельниковской рощи», «Волга-голубая жемчужина» и др.
С
детьми проводились беседы о родном городе, занятия познавательного цикла «Мой
город- сердцу дорог», экскурсии по городу к памятным местам и
достопримечательностям, выездные экскурсии на производства и учреждения города,
встречи с интересными и известными людьми города, выставки рисунков и
стенгазет, фестивали национальной кухни, фестивали танцев народов России, акции
«Счастливые дети любимого города», «Мы помним, мы гордимся», праздники «Акатуй»,
«День рождения Новочебоксарска», зарядка со звездой, велопробег «Бельчонок
Новчик на велике». В День семьи в городе состоялся массовый флешмоб «Венок
Дружбы».
Педагоги
тоже не остались в стороне. Для них были организованы и проведены практические
и теоретические семинары по углублению представлений о родном городе, мастер –
классы, смотр- конкурс «Лучший патриотический центр группы в ДОУ», городские педагогические
конкурсы на лучшую презентацию и методическую разработку по направлениям проекта.
Одним из главных критериев успешности
проекта является возможность продолжения его деятельности и после окончания. Реализованный
проект не являлся самоцелью, он один из звеньев в решении столь важного социального
вопроса, как патриотическое воспитание подрастающего поколения. Участие в
проекте, на наш взгляд, способствует наиболее полной интеграции людей в микросоциуме
и имеет достаточно высокий воспитательный эффект. За время реализации проекта мы
надеемся, что нам удастся завоевать значительный авторитет в глазах родительской
общественности и социальных партнеров нашего города, что уже является хорошим
плацдармом для формирования нашей дальнейшей деятельности по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения.
Всё вышеперечисленное позволяет нам с
оптимизмом смотреть в будущее и быть уверенными в том, что начатая нами работа
будет продолжена. Мы достигли значительных результатов, но необходимо ещё очень
многое сделать: разработать программно – методическое пособие, включающее в
себя учебно- методический комплекс. Мы рассчитываем на дальнейшее эффективное
взаимное сотрудничество с социальными партнерами, возможное присоединение к
работе других сторонних организаций. Впереди нас ждёт много работы, трудности и
новые достижения. Будем рады всем, кому интересно это направление деятельности,
всем тем, кто имеет собственные идеи и желает присоединиться к этому
интересному и важному процессу по воспитанию патриотизма, любви и уважения к
родному городу у юных новочебоксарцев.
Список литературы:
1. Александрова Р.С. Жемчужина волжских городов.
Краткая энциклопедия города Новочебоксарска. – Чебоксары: Новое время. -2010.
2. Город, дружбой
возведенный. Новочебоксарск: события, факты, воспоминания, фотографии / сост.:
А. В. Выйкин. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004.
3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.
Родной край. Под ред. С.А. Козловой. –
М.: Просвещение, 1981.
4. Летописный календарь «Чувашский край в памятных датах и фотографиях / авт.-сост. А.Н. Вражкин. —
Чебоксары: ИГ «СВ-Пресс».
5. Николаев А.Н., Трофимов П.Т. Наши земляки –
герои Советского Союза. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд –во, 1980.